Ашҡаҙар
-7 °С
Болотло
Бөтә яңылыҡтар
Общие статьи
12 Март 2020, 19:15

ТАЙНЫ БАШКИРСКИХ СОЛДАТ ПОД СТАЛИНГРАДОМ

Немецкие самолеты гонялись по степи за одиночными всадниками, которые, предчувствуя свою скорую гибель, издавали горловой, странный, леденящий душу предсмертный крик. Так погибали башкирские солдаты, о подвигах которых сегодня малоизвестно.

НЕМЕЦКИЕ ФОТОГРАФЫ ПОСТАРАЛИСЬ ПЕРЕД НАЧАЛЬСТВОМ
Все военные фотокорреспонденты немецкой армии получили от своего руководства четкую инструкцию: делать фотографии, унижающие человеческое достоинство противника и прославляющие солдат вермахта. До наших дней сохранилось немало фотографий военнопленных. Узкий разрез глаз, небритое лицо, нелепая шапка – такие фотографии пленных на восточном фронте делали немецкие пропагандисты, показывая всеми миру, что таким людям не место на земле, что они подлежат немедленному уничтожению. Заказ начальства немецкие фотографы сделали очень хорошо и на редкость профессионально. Однако впоследствии эти фотографии стали лучшим доказательством и обвинением бесчеловечному режиму. Они вошли в историю.

ВТОРОЙ МЕТОД НЕМЕЦКОЙ ПРОПАГАНДЫ
Еще один метод – показательные марши военнопленных, которые часто практиковались для устрашения и формирования устойчивого негативного восприятия советских солдат.

Немецкие пропагандисты специально отбирали десятки человек и проводили их показательным маршем по улицам немецких городов, чтобы показать, насколько ужасными могут быть люди, которых захватили на восточном фронте, а теперь их ведут новые властители, подгоняя их криками и пинками. Немецкие женщины закрывали надушенными кружевными платочками свои носики, чтобы не чувствовать запахи, раздражающие их нежное обоняние.

СОЧУВСТВИЕ И СОСТРАДАНИЕ
Совершенно другая реакция со стороны жителей ожидала военнопленных, когда их решили также прогнать по улицам Нидерландов. Жители стали выбегать на улицу. Они старались накормить обездоленных пленных, давали им хлеб и воду. Такое положение немцев не устраивало: они хотели возбудить ненависть, а получили обратный эффект. Сочувствие и жалость переполняли сердца мирных людей. Немецкие фотографы снимков об этом, конечно же, не делали. Разозленные этой незапланированной идеологической неудачей немцы отправили пленных в лагерь, расположенный неподалеку от нидерландского города Амерсфорт. Там многие воины с раскосыми глазами нашли свой последний приют.

Но некоторым посчастливилось выжить, они вернулись к себе на родину, чтобы рассказать своим потомкам об ужасах немецких концентрационных лагерей.

Фашистские идеологи не знали, что стойкость солдат из Башкирии была закалена веками.
История башкирского народа тесно связана с историей русского народа, объединяют годы совместной борьбы против общих врагов, которые неоднократно вторгались с целью поработить Россию.

ТАК И БЫЛО В 1942 ГОДУ
Жаркое лето 1942 года опаляло нестерпимым зноем, и колючие донские ветры старались сбить в отрытом поле с ног усталых солдат, которые отмерили не один десяток километров, оставляя за собой Ростов, Миллерово, Каменск. Пока не удавалось закрепить оборону. Степь была мало приспособлена для ведения боевых действий, сама природа предоставляла немецким танкам широкий простор для резкого движения вперед – они стремились отрезать отступающие советские части от основных сил, захватывая один за другим донские хутора. Женщины стояли у своих калиток, к ним испуганно жались дети. Такие кадры документальной кинопленки надолго врезались в народную память. Они скорбно смотрели вслед последним отступающим частям Красной Армии, которые смогли закрепиться только в Сталинграде и стойко держали там оборону до зимы, до того времени, когда советское командование собрало необходимые для решительного прорыва части, чтобы в ноябре 1942 года начать крупномасштабную освободительную операцию «Уран».

ПОДГОТОВКА К НАСТУПЛЕНИЮ
Части башкирской кавалерийской дивизии прибыли в район Сталинграда еще в начале ноября и начала вместе со всеми подготовку к наступлению.

Необходимо отметить, что в частях Красной армии формирование национальных дивизий изначально было в 20-х годах разрешено, а потом в силу политических моментов, в 30-х годах было запрещено. Солдат старались направлять в разные части с таким расчетом, чтобы национальный состав был примерно одинаковым. В случае с образованием башкирской 112-ой кавалерийской дивизии было сделано исключение. Практически весь командный состав был сформирован за счет офицеров, отозванных из других частей. Они, имея боевой опыт, оказывали существенное влияние на подготовку новобранцев, которые пребывали из Башкирии. Людей необходимо было дополнительно обучать, на это времени катастрофически не хватало, да и языковые проблемы давали о себе знать, поэтому разговоры на родном языке помогали людям лучше пройти процесс военной акклиматизации. Многие новобранцы могли и не служить в армии, имея «бронь», но стоять в стороне тогда, когда идет сражение за свободу своей родины, они не могли.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОСВОБОЖДЕНИЯ
Перед ними командование поставило задачу: прорвать оборону в районе населенного пункта Большой, объединиться там с Алтайской дивизией и совместно закрепиться в районе станции Обливской, которая являлась главным железнодорожным узлом. Немецкие части получали боеприпасы и продовольствие совершенно беспрепятственно. И только неожиданным натиском можно было лишить немцев железнодорожного сообщения. На первом этапе задуманной операции все складывалось в пользу советских солдат. Прорвав хрупкую оборону итальянских полков, кавалерийские части преодолели 60 километров и взяли станицу Обливскую.

ЛОШАДИ НА БЕЛОМ СНЕГУ
Но им пришлось не сладко. Разорвав оборону, теперь приходилось думать о надежном укрытии в случае немецкой контратаки, которая незамедлительно последовала. И если пехотинцы смогли найти укрытие, то кавалеристам было сложнее всего: зимой на белом снегу они хорошо просматривались и все были легко уязвимы, особенно коневоды, которые собирали несколько лошадей и становились в этот момент удобной мишенью для самолетов противника. Из-за того, что средств противовоздушной обороны не было, коневоды применили тактику рассредоточения. Конники стали придерживаться в движении интервала между собой, а между тачанками делали зазор до 100 метров, при такой тактике в степи они были менее уязвимы.

НЕМЦЫ ГОНЯЛИСЬ ЗА ОТДЕЛЬНЫМИ ВСАДНИКАМИ
Такая тактика принесла положительные результаты. Немецкие летчики были вынуждены гоняться за отдельными фигурками всадников, преследовать их и сбрасывать по пять-шесть бомб в надежде убить верткого противника. Иногда бомбы достигали цели, иногда — нет. Кавалеристы, попавшие в такую бомбовую атаку, видя, что их ждет неминуемая смерть, издавали особый горловой крик, означающий приближение смерти. Местные жители до сих пор помнят эти крики и звук падающих бомб и выстрелов. Война – ужасна, она оставляет в памяти людей черные зарубки, от которых невозможно избавиться. Немцам пришлось увеличить количество вылетов. Бойцы дивизии несли большие потери: из строя практически выбыли все кадровые офицеры. Они были убиты или тяжело ранены. С легким ранением оставались в строю.

Несмотря на большие потери, свою основную задачу дивизия выполнила с честью и сегодня потомки погибших башкирских солдат приезжают в район станицы Обливской, чтобы вместе с местными жителями восстановить по крупицам память о своих погибших родных. Одинокие солдатские белые памятники с красной звездой в донской степи стали на века молчаливым напоминаем потомкам о том, каким может быть хрупким мир, в котором все мы живем. Долгое время такие памятники были неизвестными могилами, но постепенно поисковики смогли найти фамилии погибших солдат.

Специально для AesliB, Полина Ефимова
Читайте нас: